ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


В ФГБУ Марийской ЛСЭ Минюста России осуществляется производство судебной психологической экспертизы по следующим направлениям:
  1. Исследование психологии человека (экспертиза в отношении живых лиц в уголовном и гражданском процессах, а также посмертная экспертиза);
  2. Психологическое исследование информационных материалов (психологическое и комплексное психолого-лингвистическое исследование информационных материалов и продуктов речевой и коммуникативной деятельности человека).

20.1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА»


Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в уголовном процессе:
  • установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого;
  • исследование юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;
  • установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
  • установление психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;
  • установление способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;
  • установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации (экспертиза способности свидетеля/потерпевшего давать показания);
  • выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;
  • установление эмоционального состояния допрашиваемого по видеозаписи следственного действия и его влияния на возможность давать показания.

Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в гражданском процессе:
  • исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, уровня психического развития ребенка, систему взаимоотношений «родитель – ребенок» (в том, числе установление привязанности ребенка к каждому из родителей) по делам, связанным со спорами между родителями о воспитании и месте жительства детей;
  • исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;
  • судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.

Объекты
Живые лица (при очной экспертизе), материалы уголовного или гражданского дела (в т.ч. заключение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, при наличии), медицинская документация, продукты творчества и иной деятельности (дневники, переписки, аккаунты в социальных сетях и др.).

Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом
  • Экспертиза психических состояний: аффект и иные эмоциональные состояния (применение ст. 107 и ст. 113 УК РФ):
– Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
– Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
– Мог ли обвиняемый, с учётом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с субъективными требованиями ситуации?
  • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей:
– Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
– Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
– Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности как (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)? [например, повышенная враждебность, агрессивность, внушаемость, подчиняемость и т.д.]
  • Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания:
– Способен ли свидетель (потерпевший) с учётом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
  • Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (применение ч. 3 ст. 20 УК РФ):
– Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
– Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?
  • Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (применение ст. 131 и ст. 132 УК РФ):
– Способна ли потерпевшая с учётом уровня её психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?
  • Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (применение ст. 110 УК РФ):
– В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
– Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
  • Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда (применение ст. 151 ГК РФ):
– Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда? Если да, то в чём они выражаются?
– Какова степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
– Имеется ли причинно-следственная связь между состоянием подэкспертного (изменением его психического благополучия) и действиями (бездействием) причинителя вреда?
– Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).
  • Экспертиза по делам о признании сделок недействительными (ст. 177 ГК РФ), а также другие виды «порока воли» при совершении сделки (ст. 178, 179 ГК РФ):
– Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
– Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
– Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?

  • Экспертиза по гражданским делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей, с защитой прав детей (ст. 24, 65, 66, 68, 73, 76, 140, 141 СК РФ):
– Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка, уровень его психического развития?
– Каково действительное психологическое отношение ребёнка к отцу, матери?
– Каковы индивидуально-психологические особенности, воспитательные установки и компетенции отца, матери, не оказывают ли они негативного влияния на состояние и развитие ребёнка?
– Каково действительное психологическое отношение отца, матери к ребёнку?
– Является ли мнение ребёнка о месте проживания, порядке общения с отцом, матерью, самостоятельным, с учётом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него семейной ситуации (для детей, достигших возраста 10 лет)?
– Имеются ли у ребенка психологические признаки индуцированного состояния, если да, то, с чем такое состояние связано?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить: ребёнка (детей), родителей (бабушки, дедушки, усыновители т.п.) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие фактические данные о ситуации судебного спора между родителями.

Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы, необходимо предварительно согласовывать с экспертом учреждения, так как корректно поставленные вопросы позволяют обеспечить правильность постановки экспертной задачи.

Полнота информации, достаточность данных при назначении судебной экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов.


20.2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»


Задачи:
Установление:
1)особенностей информационного материала, которые имеют значение для их последующей правовой оценки (содержания в аспекте особенностей отраженного в материале конфликта; целевой аудитории; коммуникативных намерений участников коммуникации; установок автора/говорящего и др.);
2)социально-психологической направленности информационного материала или коммуникативных действий лица (формируемых у адресата социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.);
3)психологических феноменов и их проявлений, имеющих отношение к экспертно-психологическому содержанию юридических понятий и категорий («возбуждения вражды», «унижения достоинства человека», «пропаганды запрещенных взглядов и идеологии/нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганды употребления запрещенных препаратов»; «побуждения к противоправным действиям», «побуждения/склонения к совершению опасных действий, самоубийства» и др.);
4)информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
5)негативного психологического воздействия на адресата (направленности воздействия, стратегий и приемов);
6)влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального / непроцессуального действия.

Объекты:
– информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения);
– аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация / процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые);
– объяснения и протоколы, записки / дневниковые записи / предсмертные записки / скрипты для продаж и др.

Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении психологической экспертизы:
  • какова социально-психологическая направленность представленного на исследование материала?
  • имеются ли в представленном на исследование материале признаки психологического воздействия на YYY? Если да, на что направлено данное воздействие?

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза

При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.
Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность).
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
  • исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую;
  • объект является полностью невербальным;
  • при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей;
  • при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала;
  • при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.

При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?). Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.

Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении комплексной психолого-лингвистической экспертизы:


•  По делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму — для квалификации ст. 280, 280.1, 282, 205.2, 354.1 УК РФ, ст. 20.3, 20.3.1, 20.3.2 КоАП РФ:
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей? Если да, то к чему именно побуждает автор?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
  • содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии, взглядов и деятельности организаций, признанных экстремистскими?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой- либо социальной группе?
  • имеется ли в информационном материале совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания нацизма?
  • имеется лив информационном материале [указать объект / объекты исследования] демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, дискриминационных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?
  • содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков выражения презрительно-негативного отношения к символам воинской славы России, к дням воинской славы, к памятным датам, связанным с защитой Отечества?
  • содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков унижения ветерана/ветеранов Великой Отечественной войны
По материалам, связанным с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации – для квалификации по ст. 280.3 УК РФ, ст. 20.3.3 КоАП РФ:
  • содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. его дискредитации?
  • содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
  • содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. его дискредитации?
  • содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органам Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?

По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет» – для квалификации ст. 132, 133, 135 УК РФ:
  • содержится ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY) обсуждение сексуальной тематики и высказывания о сексуальных действиях?
  • имеются ли в представленном на экспертизу тексте переписки пользователей, зарегистрированных в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и «YYY» (https://vk.com/idYYYY), вербальные средства, обозначающие сферу «Сексуальные (половые) отношения»?
  • какова социально-психологическая направленность высказываний пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), в представленной переписке с пользователем социальной сети Интернет «ZZZ», зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)?
  • имеются ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY), психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению сексуальных действий?
  • содержится ли в представленном на экспертизу тексте переписки в высказываниях пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), признаки психологического воздействия на пользователя, зарегистрированного как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)? Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.

По делам, связанным с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних – для квалификации по ст. 6.21 КоАП РФ:
  • содержится ли в указанном материале психологические и лингвистические признаки пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений/предпочтений среди несовершеннолетних?
  • содержится ли в указанном материале убеждение в правильности, необходимости, целесообразности и (или) желательности нетрадиционных сексуальных отношений/предпочтений?
  • содержится ли в указанном материале убеждение в правильности, необходимости, целесообразности и (или) желательности смены пола, в наступлении положительных последствий от этого?
  • содержится ли в указанном материале убеждение в социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
  • содержится ли в указанном материале информация, описывающая нетрадиционные сексуальные отношения/предпочтения?
  • содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
  • содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
  • содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
  • содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?
  • содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок?

По делам коррупционной направленности – для квалификации ст. 290, 291, 163 УК РФ:
  • какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
  • идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
  • имеются ли в тексте/разговоре признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
  • кто из участников разговора является инициатором обсуждения передачи денежных средств?
  • имеется ли в разговоре речевой акт согласия на получение денежных средств?
  • имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению действия по передаче/получению денежных средств?
  • носит ли коммуникация провокативный характер?
Объектами исследования являются аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация.

По материалам, распространяемым организациями – для применения ст. 159 УК РФ:
  • содержатся ли в представленных на исследование материалах лингвистические и психологические признаки побуждения аудитории, к которой направлено выступление участника разговора (X), к совершению каких-либо действий? Если да, то к чему именно?
  • каковы речевые цели участника разговора (X)?
  • имеются ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки побуждения к вложению денежных средств в компанию (проект) «YYYYY»?
  • имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие обещание или гарантию увеличения денежных средств, получения прибыли в ином выражении?
  • имеются ли в представленных на исследование материалах признаки психологического воздействия со стороны участника разговора (X) на участников разговора (M1, M2 ...)? Если да, то какие именно?

По видеозаписям процессуальных и непроцессуальных действий:
  • имеются ли в речи ХХХ в ходе допроса от ХХ.ХХ.ХХХХ г. его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
  • имеются ли признаки оказания негативного психологического воздействия на Ф.И.О. со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
Объектами исследования являются материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное и непроцессуальное действие.

По делам о побуждении и склонении к самоубийству:
  • какова социально-психологическая направленность материала?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения к совершению самоубийства?
  • содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?

Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы, необходимо предварительно согласовывать с экспертами учреждения, так как корректно поставленные вопросы позволяют обеспечить правильность постановки экспертной задачи.

Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу

  1. Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
  2. Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
  3. Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации).
  4. При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
  5. Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.
  • содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?

Полнота информации, достаточность данных при назначении судебной экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов.