ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В ФГБУ Марийской ЛСЭ Минюста России осуществляется производство судебной психологической экспертизы по следующим направлениям:
- Исследование психологии человека (экспертиза в отношении живых лиц в уголовном и гражданском процессах, а также посмертная экспертиза);
- Психологическое исследование информационных материалов (психологическое и комплексное психолого-лингвистическое исследование информационных материалов и продуктов речевой и коммуникативной деятельности человека).
20.1 «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА»
Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в уголовном процессе:- установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого;
- исследование юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;
- установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
- установление психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;
- установление способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;
- установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации (экспертиза способности свидетеля/потерпевшего давать показания);
- выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;
- установление эмоционального состояния допрашиваемого по видеозаписи следственного действия и его влияния на возможность давать показания.
Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в гражданском процессе:- исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, уровня психического развития ребенка, систему взаимоотношений «родитель – ребенок» (в том, числе установление привязанности ребенка к каждому из родителей) по делам, связанным со спорами между родителями о воспитании и месте жительства детей;
- исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;
- судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.
ОбъектыЖивые лица (при очной экспертизе), материалы уголовного или гражданского дела (в т.ч. заключение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, при наличии), медицинская документация, продукты творчества и иной деятельности (дневники, переписки, аккаунты в социальных сетях и др.).
Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом- Экспертиза психических состояний: аффект и иные эмоциональные состояния (применение ст. 107 и ст. 113 УК РФ):
– Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
– Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
– Мог ли обвиняемый, с учётом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с субъективными требованиями ситуации?
- Экспертиза индивидуально-психологических особенностей:
– Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
– Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
– Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности как (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)? [
например, повышенная враждебность, агрессивность, внушаемость, подчиняемость и т.д.]
- Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания:
– Способен ли свидетель (потерпевший) с учётом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
- Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (применение ч. 3 ст. 20 УК РФ):
– Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
– Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?
- Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (применение ст. 131 и ст. 132 УК РФ):
– Способна ли потерпевшая с учётом уровня её психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?
- Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (применение ст. 110 УК РФ):
– В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
– Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать
: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
- Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда (применение ст. 151 ГК РФ):
– Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда? Если да, то в чём они выражаются?
– Какова степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
– Имеется ли причинно-следственная связь между состоянием подэкспертного (изменением его психического благополучия) и действиями (бездействием) причинителя вреда?
– Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).- Экспертиза по делам о признании сделок недействительными (ст. 177 ГК РФ), а также другие виды «порока воли» при совершении сделки (ст. 178, 179 ГК РФ):
– Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
– Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
– Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
- Экспертиза по гражданским делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей, с защитой прав детей (ст. 24, 65, 66, 68, 73, 76, 140, 141 СК РФ):
– Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка, уровень его психического развития?
– Каково действительное психологическое отношение ребёнка к отцу, матери?
– Каковы индивидуально-психологические особенности, воспитательные установки и компетенции отца, матери, не оказывают ли они негативного влияния на состояние и развитие ребёнка?
– Каково действительное психологическое отношение отца, матери к ребёнку?
– Является ли мнение ребёнка о месте проживания, порядке общения с отцом, матерью, самостоятельным, с учётом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него семейной ситуации (для детей, достигших возраста 10 лет)?
– Имеются ли у ребенка психологические признаки индуцированного состояния, если да, то, с чем такое состояние связано?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить: ребёнка (детей), родителей (бабушки, дедушки, усыновители т.п.) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие фактические данные о ситуации судебного спора между родителями.Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы, необходимо предварительно согласовывать с экспертом учреждения, так как корректно поставленные вопросы позволяют обеспечить правильность постановки экспертной задачи.Полнота информации, достаточность данных при назначении судебной экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов.
20.2. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Задачи:Установление:
1)особенностей информационного материала, которые имеют значение для их последующей правовой оценки (содержания в аспекте особенностей отраженного в материале конфликта; целевой аудитории; коммуникативных намерений участников коммуникации; установок автора/говорящего и др.);
2)социально-психологической направленности информационного материала или коммуникативных действий лица (формируемых у адресата социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.);
3)психологических феноменов и их проявлений, имеющих отношение к экспертно-психологическому содержанию юридических понятий и категорий («возбуждения вражды», «унижения достоинства человека», «пропаганды запрещенных взглядов и идеологии/нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганды употребления запрещенных препаратов»; «побуждения к противоправным действиям», «побуждения/склонения к совершению опасных действий, самоубийства» и др.);
4)информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
5)негативного психологического воздействия на адресата (направленности воздействия, стратегий и приемов);
6)влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального / непроцессуального действия.
Объекты:– информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения);
– аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация / процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые);
– объяснения и протоколы, записки / дневниковые записи / предсмертные записки / скрипты для продаж и др.
Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении психологической экспертизы:- какова социально-психологическая направленность представленного на исследование материала?
- имеются ли в представленном на исследование материале признаки психологического воздействия на YYY? Если да, на что направлено данное воздействие?
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза
При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.
Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность).
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
- исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую;
- объект является полностью невербальным;
- при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей;
- при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала;
- при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.
При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а
конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?).
Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении комплексной психолого-лингвистической экспертизы:• По делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму — для квалификации ст. 280, 280.1, 282, 205.2, 354.1 УК РФ, ст. 20.3, 20.3.1, 20.3.2 КоАП РФ:- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей? Если да, то к чему именно побуждает автор?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии, взглядов и деятельности организаций, признанных экстремистскими?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой- либо социальной группе?
- имеется ли в информационном материале совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания нацизма?
- имеется лив информационном материале [указать объект / объекты исследования] демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, дискриминационных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков выражения презрительно-негативного отношения к символам воинской славы России, к дням воинской славы, к памятным датам, связанным с защитой Отечества?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков унижения ветерана/ветеранов Великой Отечественной войны
По материалам, связанным с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации – для квалификации по ст. 280.3 УК РФ, ст. 20.3.3 КоАП РФ:- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органам Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет» – для квалификации ст. 132, 133, 135 УК РФ:- содержится ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY) обсуждение сексуальной тематики и высказывания о сексуальных действиях?
- имеются ли в представленном на экспертизу тексте переписки пользователей, зарегистрированных в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и «YYY» (https://vk.com/idYYYY), вербальные средства, обозначающие сферу «Сексуальные (половые) отношения»?
- какова социально-психологическая направленность высказываний пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), в представленной переписке с пользователем социальной сети Интернет «ZZZ», зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)?
- имеются ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY), психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению сексуальных действий?
- содержится ли в представленном на экспертизу тексте переписки в высказываниях пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), признаки психологического воздействия на пользователя, зарегистрированного как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)? Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.По делам, связанным с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних – для квалификации по ст. 6.21 КоАП РФ:- содержится ли в указанном материале психологические и лингвистические признаки пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений/предпочтений среди несовершеннолетних?
- содержится ли в указанном материале убеждение в правильности, необходимости, целесообразности и (или) желательности нетрадиционных сексуальных отношений/предпочтений?
- содержится ли в указанном материале убеждение в правильности, необходимости, целесообразности и (или) желательности смены пола, в наступлении положительных последствий от этого?
- содержится ли в указанном материале убеждение в социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
- содержится ли в указанном материале информация, описывающая нетрадиционные сексуальные отношения/предпочтения?
- содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
- содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
- содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
- содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?
- содержится ли в представленном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок?
По делам коррупционной направленности – для квалификации ст. 290, 291, 163 УК РФ:- какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
- идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
- имеются ли в тексте/разговоре признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
- кто из участников разговора является инициатором обсуждения передачи денежных средств?
- имеется ли в разговоре речевой акт согласия на получение денежных средств?
- имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению действия по передаче/получению денежных средств?
- носит ли коммуникация провокативный характер?
Объектами исследования являются аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация.По материалам, распространяемым организациями – для применения ст. 159 УК РФ:- содержатся ли в представленных на исследование материалах лингвистические и психологические признаки побуждения аудитории, к которой направлено выступление участника разговора (X), к совершению каких-либо действий? Если да, то к чему именно?
- каковы речевые цели участника разговора (X)?
- имеются ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки побуждения к вложению денежных средств в компанию (проект) «YYYYY»?
- имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие обещание или гарантию увеличения денежных средств, получения прибыли в ином выражении?
- имеются ли в представленных на исследование материалах признаки психологического воздействия со стороны участника разговора (X) на участников разговора (M1, M2 ...)? Если да, то какие именно?
По видеозаписям процессуальных и непроцессуальных действий:- имеются ли в речи ХХХ в ходе допроса от ХХ.ХХ.ХХХХ г. его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
- имеются ли признаки оказания негативного психологического воздействия на Ф.И.О. со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
Объектами исследования являются материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное и непроцессуальное действие.По делам о побуждении и склонении к самоубийству:- какова социально-психологическая направленность материала?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения к совершению самоубийства?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?
Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы, необходимо предварительно согласовывать с экспертами учреждения, так как корректно поставленные вопросы позволяют обеспечить правильность постановки экспертной задачи.Требования к объектам/материалам, представляемым на экспертизу- Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
- Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке. Если язык оригинального текста не является русским, то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста.
- Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации).
- При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
- Для экспертного исследования аудио- или видеоматериала необходимо предоставить зафиксированный на цифровом носителе файл, акт прослушивания и осмотра с дословной письменной фиксацией устного текста.
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?
Полнота информации, достаточность данных при назначении судебной экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов.