Психологическая экспертиза

Психологическое исследование информационных материалов

Объекты судебной психологической экспертизы информационных материалов - информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах и подлежат психологическому исследованию с целью определения их значения и направленности.
Предмет судебной психологической экспертизы информационных материалов - это фактические данные об особенностях информационного материала или коммуникативных действий участников коммуникации, в том числе их психологической направленности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов экспертизы.
Основанием назначения СПЭ ИМ является необходимость в применении психологических знаний в целях установления фактов, имеющих значение для принятия решения по делу, которые относятся к содержанию и направленности информационных материалов.

По типу задачи судебной психологической экспертизы информационных материалов являются собственно диагностическими, при решении которых устанавливаются те особенности объектов, которые имеют юридическое значение:
  • содержание (особенности отраженного в материале конфликта);
  • коммуникативные намерения (интенции) участников коммуникации;
  • социальные установки автора (проявляемые в коммуникативных действиях, в том числе особенности его групповой идентификации);
  • психологическая направленность (формируемые: социальные представления, эмоционально-смысловое отношение, социальные установки и др.);
  • экспертно-психологическое содержание юридических понятий (например, «возбуждение вражды», «унижение достоинства человека»);
  • негативное психологическое воздействие (приемы и стратегии).
Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении психологической экспертизы:
  • какова социально-психологическая направленность представленного на исследование материала?
  • имеются ли в представленном на исследование материале признаки психологического воздействия на YYY? Если да, на что направлено данное воздействие?

При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.

Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность). Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
  • исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую;
  • объект является полностью невербальным;
  • при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей;
  • при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала;
  • при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.
При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?). Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.

Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы:
•  По делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму — для квалификации ст. 280, 280.1, 282, 205.2, 354.1 УК РФ, ст. 20.3, 20.3.1, 20.3.2 КоАП РФ:
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей? Если да, то к чему именно побуждает автор?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии, взглядов и деятельности организаций, признанных экстремистскими?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой- либо социальной группе?
- имеется ли в информационном материале совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания нацизма?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, дискриминационных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков выражения презрительно-негативного отношения к символам воинской славы России, к дням воинской славы, к памятным датам, связанным с защитой Отечества?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков унижения ветерана/ветеранов Великой Отечественной войны?

По материалам, связанным с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации — для квалификации по ст. 280.3 УК РФ, ст. 20.3.3 КоАП РФ:
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органам Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?

  • По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет» – для квалификации ст. 132, 133, 135 УК РФ:
- содержится ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY) обсуждение сексуальной тематики и высказывания о сексуальных действиях?
- имеются ли в представленном на экспертизу тексте переписки пользователей, зарегистрированных в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и «YYY» (https://vk.com/idYYYY), вербальные средства, обозначающие сферу «Сексуальные (половые) отношения»?
- какова социально-психологическая направленность высказываний пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), в представленной переписке с пользователем социальной сети Интернет «ZZZ», зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)?
- имеются ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY), психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению сексуальных действий?
- содержится ли в представленном на экспертизу тексте переписки в высказываниях пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), признаки психологического воздействия на пользователя, зарегистрированного как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)? Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.

  • По делам, связанным с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних – для квалификации по ст. 6.21 КоАП РФ:
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних?

  • По делам коррупционной направленности – для квалификации ст. 290, 291, 163 УК РФ:
- какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
- идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
- имеются ли в тексте/разговоре признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
- кто из участников разговора является инициатором обсуждения передачи денежных средств?
- имеется ли в разговоре речевой акт согласия на получение денежных средств?
- имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению действия по передаче/получению денежных средств?
- носит ли коммуникация провокативный характер?
Объектами исследования являются аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация.

  • По материалам, распространяемым организациями – для применения ст. 159 УК РФ:
- содержатся ли в представленных на исследование материалах лингвистические и психологические признаки побуждения аудитории, к которой направлено выступление участника разговора (X), к совершению каких-либо действий? Если да, то к чему именно?
- каковы речевые цели участника разговора (X)?
- имеются ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки побуждения к вложению денежных средств в компанию (проект) «YYYYY»?
- имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие обещание или гарантию увеличения денежных средств, получения прибыли в ином выражении?
- имеются ли в представленных на исследование материалах признаки психологического воздействия со стороны участника разговора (X) на участников разговора (M1, M2 ...)? Если да, то какие именно?

  • По видеозаписям процессуальных и непроцессуальных действий:
- имеются ли в речи ХХХ в ходе допроса от ХХ.ХХ.ХХХХ г. его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
- имеются ли признаки оказания негативного психологического воздействия на Ф.И.О. со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
Объектами исследования являются материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное и непроцессуальное действие.

  • По делам о побуждении и склонении к самоубийству:
- какова социально-психологическая направленность материала?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения к совершению самоубийства?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?