Лингвистическая экспертиза

Исследование продуктов речевой деятельности

Объектом судебной лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности на русском языке (от отдельного слова до целого текста или группы текстов – дискурса, а также совокупность вербальной и невербальной информации, связанной между собой по смыслу).
Предметом судебной лингвистической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные (обстоятельства), устанавливаемые на основе специальных лингвистических знаний путем исследования продуктов речевой деятельности.
Задачи судебной лингвистической экспертизы:
– установление смысла текста (высказывания, совокупности вербальных и невербальных компонентов, связанных между собой по смыслу) и формы его выражения;
– установление объема и содержания понятия, выражаемого словом, словосочетанием;
– установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста;
– установление характеристик сходства наименований.
Указанные задачи являются диагностическими и классификационными.
Требования к материалам, поступающим на лингвистическую экспертизу:
1. Если письменный текст опубликован в газете, журнале и т. д., то следует предоставить оригинал издания. Если оригинал отсутствует, тогда следует предоставить заверенную копию всего издания.
2. Если объектом исследования является текст книги, в таком случае следует предоставить на экспертизу саму книгу, а также дополнительно электронную копию книги в текстовом формате (например, в формате doc).
Также необходимо предоставить сведения о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на интернет-странице и т. д.)
3. Если объектом исследования является текст, опубликованный в сети Интернет, необходимо предоставить изображение соответствующей страницы или соответствующих страниц с указанием момента фиксации, а также протокол закрепления и/или осмотра объекта.
При наличии иных, относящихся к тексту ссылок, комментариев или иного, их содержание также необходимо предоставить.
При исследовании сайта необходимо предоставить архив веб-сайта целиком на CD-диске с указанием момента создания архива.
4. Если объектом исследования является устный текст, необходимо предоставить его стенограмму, подтверждённую аудио- или видеозапись.
Помимо предоставляемых объектов, на экспертизу также должны быть представлены копии документов, на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело, либо в постановлении необходимо указать «спорное» высказывание.
Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении лингвистической экспертизы:
По делам об оскорблении (ст. 5.61 КоАП РФ, ст. 297 УК РФ, ст. 319 УК РФ, ст. 336 УК РФ, ст. 151 ГК РФ):
- содержится ли в высказывании XXX [привести высказывание], сказанном в адрес YYY, значение унизительной оценки?
- если да, содержит ли высказывание XXX [привести высказывание] лингвистические признаки неприличной формы выражения?
По делам о клевете (ст. 128 УК РФ, ст. 151 ГК РФ, ст. 152 ГК РФ):
- содержатся ли в предоставленной публикации, статье [название статьи, публикации] негативная информация о XXX?
- если да, то в какой форме выражена данная информация: утверждения о фактах и событиях, мнения, предположения, оценочного суждения?
По материалам, связанным с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации:
- содержится ли в тексте информация о [YYY], выраженная в форме утверждения о фактах и событиях?
Формулировка вопроса конкретизируется за счет подстановки на место пропуска предмета речи, предполагаемого диспозицией статьи УК РФ и КоАП РФ (о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации; о действиях государственных органов Российской Федерации, исполняющих полномочия за пределами территории Российской Федерации).
Вопросы, которые могут быть решены лингвистами в рамках различных дел:
1. Содержится ли в тексте информация о …?
2. Идет ли речь в разговоре о .?
3. Имеются ли в тексте признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
4. Содержится ли в разговоре речевой акт угрозы? Если да, то чем угрожает лицо?
5. Содержится ли в разговоре побуждение к …?
6. Кто является инициатором обсуждения темы …?
7. В каком значении употреблено слово «…» в тексте?

При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.

Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность). Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
  • исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую;
  • объект является полностью невербальным;
  • при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей;
  • при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала;
  • при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.
При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?). Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.

Перечень вопросов, рекомендуемых при назначении комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы:
По делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму — для квалификации ст. 280, 280.1, 282, 205.2, 354.1 УК РФ, ст. 20.3, 20.3.1, 20.3.2 КоАП РФ:
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей? Если да, то к чему именно побуждает автор?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- содержатся ли в тексте лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии, взглядов и деятельности организаций, признанных экстремистскими?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой- либо социальной группе?
- имеется ли в информационном материале совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания нацизма?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, дискриминационных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- содержатся ли в представленном на исследование материале лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков выражения презрительно-негативного отношения к символам воинской славы России, к дням воинской славы, к памятным датам, связанным с защитой Отечества?
- содержится ли в представленном на исследование материале совокупность лингвистических и психологических признаков унижения ветерана/ветеранов Великой Отечественной войны?

По материалам, связанным с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации — для квалификации по ст. 280.3 УК РФ, ст. 20.3.3 КоАП РФ:
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. его дискредитации?
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органам Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?

  • По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет» – для квалификации ст. 132, 133, 135 УК РФ:
- содержится ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY) обсуждение сексуальной тематики и высказывания о сексуальных действиях?
- имеются ли в представленном на экспертизу тексте переписки пользователей, зарегистрированных в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и «YYY» (https://vk.com/idYYYY), вербальные средства, обозначающие сферу «Сексуальные (половые) отношения»?
- какова социально-психологическая направленность высказываний пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), в представленной переписке с пользователем социальной сети Интернет «ZZZ», зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)?
- имеются ли в тексте переписки между пользователем, зарегистрированным в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ) и пользователем, зарегистрированным как «YYY» (https://vk.com/idYYYY), психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению сексуальных действий?
- содержится ли в представленном на экспертизу тексте переписки в высказываниях пользователя, зарегистрированного в социальной сети Интернет «ZZZ» как «ХХХ» (https://vk.com/idХХХХ), признаки психологического воздействия на пользователя, зарегистрированного как «YYY» (https://vk.com/idYYYY)? Если да, то в чем они проявляются и какова направленность этого воздействия?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.

  • По делам, связанным с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних – для квалификации по ст. 6.21 КоАП РФ:
- содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних?

  • По делам коррупционной направленности – для квалификации ст. 290, 291, 163 УК РФ:
- какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
- идет ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
- имеются ли в тексте/разговоре признаки маскировки его содержательных элементов? Каково значение замаскированных элементов текста или их характеристики?
- кто из участников разговора является инициатором обсуждения передачи денежных средств?
- имеется ли в разговоре речевой акт согласия на получение денежных средств?
- имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению действия по передаче/получению денежных средств?
- носит ли коммуникация провокативный характер?
Объектами исследования являются аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация.

  • По материалам, распространяемым организациями – для применения ст. 159 УК РФ:
- содержатся ли в представленных на исследование материалах лингвистические и психологические признаки побуждения аудитории, к которой направлено выступление участника разговора (X), к совершению каких-либо действий? Если да, то к чему именно?
- каковы речевые цели участника разговора (X)?
- имеются ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки побуждения к вложению денежных средств в компанию (проект) «YYYYY»?
- имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие обещание или гарантию увеличения денежных средств, получения прибыли в ином выражении?
- имеются ли в представленных на исследование материалах признаки психологического воздействия со стороны участника разговора (X) на участников разговора (M1, M2 ...)? Если да, то какие именно?

  • По видеозаписям процессуальных и непроцессуальных действий:
- имеются ли в речи ХХХ в ходе допроса от ХХ.ХХ.ХХХХ г. его ответные реплики, содержание которых определялось влиянием со стороны участников действия? Если да, то о каких обстоятельствах в данных ответных репликах идет речь?
- имеются ли признаки оказания негативного психологического воздействия на Ф.И.О. со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
Объектами исследования являются материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное и непроцессуальное действие.

  • По делам о побуждении и склонении к самоубийству:
- какова социально-психологическая направленность материала?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения к совершению самоубийства?
- содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] признаки психологического воздействия? Если да, на что направлено данное воздействие?